Программа концерта представит произведения, датируемые ещё XIV столетием, и проведёт гостей через года вплоть до XXI века.
Гийом де Машо - французский поэт и композитор XIV века, в истории музыки — «последний трувер» и одновременно представитель исторического периода Ars. nova. (Позднее Средневековье) Машо с уверенностью можно назвать одним из самых влиятельных композиторов своего времени. Представитель высшего французского общества, он не только пользовался успехом, благодаря своим поэтическим и музыкальным сочинениям, но и стал первым музыкантом, самостоятельно написавшим ординарию (католическое богослужение).
Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на по праву является одним из крупнейших полифонистов эпохи Ренессанса. Этот итальянский композитор создал небывалое количество вокальных полифонических произведений, в том числе 105 месс, более 70 гимнов, около 140 мадригалов и более 300 мотетов (вокальный жанр западноевропейского Средневековья и Возрождения). Палестрина получил признание, как автор поистине изящной и гармоничной музыки, наполненной особой выразительностью, яркостью и непринужденностью. Его произведения способны создавать настроение и переносить слушателей в свои прекрасные Миры.
Джироламо Фрескобальди, пожалуй, один из самых известных и видных представителей раннего итальянского барокко. Будучи клависинистом и органистом, он стал автором токкат, партит, пассакалий, «канцон во французском стиле» и многих других форм. Кроме того, Фрескобальди оставил наследие в виде церковной и вокальной музыки. В своих творениях Джироламо использовал вариации на различные, популярные в его время гармонические модели. Его сочинения во многом загадочны, изобретательны в приёмах композиции и формы.
Никола Маттеис является одним из ярчайших концертирующих английских музыкантов эпохи барокко. Композитор виртуозно владел гитарой и скрипкой, но наибольшее внимание к себе привлёк именно, как скрипач. Сохранились утверждения его современников, описывающих его игру следующим образом: «Когда он играл, то казалось, будто звучит не одна, а несколько скрипок, при этом само звучание инструмента было подобно звучанию человеческого голоса». Для эпохи барокко Маттеис был примечателен тем, что в своих сочинениях уделял скрупулёзное внимание прописыванию музыкальных украшений, степени громкости звучания и его тембральной окраски.
Генри Экклз - английский композитор и скрипач-виртуоз эпохи барокко, придворный музыкант английских и французских королей. Экллз стал автором произведений для скрипки, виолончели и виолы да гамбо - старинного струнно-смычкового инструмента. Помимо своей службы в Придворных оркестрах, Генри Экклз давал благотворительные концерты и, безусловно, оказал немалое влияние на современных ему композиторов эпохи барочного искусства.
Иоганн Себастьян Бах создал более тысячи музыкальных произведений в практически всех известных в своё время жанрах. Бах не работал лишь в жанре оперы. Первоклассный органист искусно сочетал в своих произведениях черты различных музыкальных стилей. Кроме того, Бах является автором многочисленных произведений для клавесина, оркестровой и камерной музыки, а также вокальных произведений. Вся музыка этого немецкого композитора пропитана особой духовностью. И хоть некоторые его современники считали Баха старомодным, он оказал огромное влияние на творчество всеми известных композиторов. Так, например, Людвиг ван Бетховен называл его «истинным отцом гармонии». А Вольфганг Амадей Моцарт с увлечением изучал сочинения Иоганна Себастьяна, признавая его в качестве превосходного примера.
Антонио Вивальди, будучи итальянским композитором и скрипачом-виртуозом, оставил огромное и разнообразное композиторское наследие. Грандиозный масштаб его творчества получил абсолютное признание современников. Крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, он утвердил новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения, создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Вивальди явился вдохновителем не только современных ему итальянских композиторов, но и музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха. Да и что там говорить, воздействие музыки Вивальди мы можем услышать и в творчестве современных нам молодых сочинителей.
Фредерик Шопен по праву является одним из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположником польской национальной композиторской школы. Безусловно, Шопен оказал значительное влияние на мировую музыку. Русский музыкальный критик и композитор Николай Соловьев так описывал творчество Шопена: «Музыка Шопена это душевные переживания и она не открытая , и она отдаёт изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт». Конечно гений композитора является признанным и в наше время, обращая на себя заслуженное внимание не только современных авторов, но и исполнителей инструментальной музыки.
Арво Августович Пярт современный эстонский композитор, создавший авторский стиль «тинтиннабули», то есть соединение двух музыкальных голосов, первый из которых основан на диатонике, тогда как второй — своего рода «колокольчик» — представляет собой тоническое трезвучие. Такому искусству присуща «печальная красота, неизбывная грусть». Вся его музыка, кажется, пронизана внутренней болью и избавлением от неё. Особенной выразительность автор наделял паузы, окрашивая тишину и даруя слушателям возможность её расслышать. Вибрации каждого звука, вливающиеся в звон других, рождают, по мнению Арво, звук «истинный», «претерпевший до конца все испытания». Пярта относят к стилю «новой простоты», движению, возникшему, как утверждают некоторые, в противовес авангардизму, но по-сути, наделяющую музыку особой искренностью, подчеркивающей собственное композиторское «я».
Людовико Эйнауди часто называют бунтарем в мире музыки за его любовь сочетать экспрессивный мятежный дух и изящную классику, полную фантазий и умиротворения, словно медитация. Этот итальянский композитор и пианист поистине виртуозно играет эмоциями своих слушателей, заставляя их то наполняться целой палитрой чувств, то наоборот будто зависать во вселенной гармонии и умиротворения. Композитор часто использует стиль эмбиант, опираясь на минимализм, но, в то же время, окутывает своей экспрессивностью.
Оулавюр Арнальдс - 35-летний мультиинструменталист из Исландии, покоривший публику неподражаемым музыкальным коктейлем из струнных, фортепианных и электронных звуков, замешанных на особой атмосфере. Молодого композитора по праву можно назвать истинным экспериментатором, способным не только удивлять, но и очаровывать. Среди любимых композиторов, оказавших на него влияние, Оулавюр отмечает Авро Пярта, Фредерика Шопена и Дмитрия Шостаковича. Возможно поэтому сочинения Арнальдса преисполнены эмоциональностью и особой чувственностью.
Творения Ханса Флориана Циммера, без сомнений, известны многим благодаря использованию его композиций в мировых шедеврах кинематографии. Среди наиболее популярных его работ можно выделить музыку к фильмам «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря», «Король Лев», «Начало» и «Шерлок Холмс». Ханс Циммер многократный обладатель таких значимых наград, как «Эмми», «Оскар», «Грэмми», «Золотой глобус» и других. И абсолютно заслуженно, ведь каждый, кто слышал его музыку, без сомнения, испытывал целый шквал эмоций, благодаря особой выразительности автора.
I отделение
II отделение